Концепция деятельности образцовой студии изобразительного искусства «Улей»
Идея
Идея открытия новой экспериментальной художественной студии для юных художников принадлежало публицисту, дипломату Владимиру Счастному.
Действительно, как дать шанс ребятам из маленького населённого пункта, которые не могут посещать художественные студии в большом мегаполисе, стать профессиональными художниками или осознанными, увлеченными любителями искусства? Реализовать такие возможности и поможет экспериментальная арт-студия для юных художников.
С Червенским районом Минщины (бывшей Игуменщиной) связаны имена таких известных художников ХIХ – ХХ веков как Валентий Ванькович, Аполлинарий Горавский, Хаим Сутин, Шрага Царфин, Михаил Станюта, а также музыкантов и композиторов: Михаила Клеофаса Огинского и Станислава Монюшко.
«Нужно создать все возможные условия, чтобы в Смиловичах сегодня смог появиться второй Сутин, если здесь такая атмосфера, что рождаются художники!» - именно этой идеей загорелся Владимир Счастный.
Но много ли знают смиловичские ребята о своих знаменитых земляках, ценят ли они и понимают художников и их произведения? Опрос показал, что не только смиловичские, но и минские школьники не могут назвать хотя бы пяти имен знаменитых белорусских художников.
Почему именно «Улей»? Это не случайно. Именно так называлась знаменитая художественная коммуна в Париже в начале ХХ века, в которой жили наши соотечественники, в том числе уроженцы Смиловичей, знаменитые Хаим Сутин и Шрага Царфин. Мастерские там были нарезаны как маленькие трёхметровые соты и название «Улей» прижилось среди художников.
Центр творчества детей и молодёжи имени Хаима Сутина г.п.Смиловичи – тоже своеобразный детский «Улей», но в названии заложена ещё одна идея: в Смиловичи будут прилетать «пчелы» с «медом знаний». Это известные белорусские художники и искусствоведы, которые будут передавать и наглядно показывать ребятам свои знания и умения, а некоторые художники – и свои произведения!
Символично то, что на территории Центра были установлены два арт-объекта «Улей» и «Пчела», которые подарил автор, скульптор Павел Войницкий.
Наша цель
Целью студии является развитие способностей детей, расширение их художественного кругозора, воспитание умения видеть произведение, оценивать его, наслаждаться искусством в самых разнообразных его формах.
Субботние занятия содержат творческое и креативное обучение, основанное на трёх образовательных платформах: лекционной, экскурсионной и практической (мастер-классах).
Мы изучаем самые разнообразные области многоликого искусства.
Мы совершаем увлекательные путешествия по родной стране.
Мы продолжаем художественные традиции наших земляков.
Методика
Методика основана на постулате комфортного обучения по методу «Стратегий визуального мышления», разработанному 26 лет назад музейным работником США Филипом Йенавайном и когнитивным психологом Абигаль Хаузингом. Он прошёл апробацию в школах и гимназиях Франции, США и Украины в начале ХХI века.
«Стратегии Визуального Мышления» (СВМ) бросают вызов стандартной дидактической модели обучения искусству. Они содействуют развитию способности детей к глубокому, личностному восприятию художественных ценностей, установлению собственной, естественной системы связей с искусством, которая будет служить основой для их дальнейшего развития. Вместо чтения лекций и механического повторения материала педагог будет учить ребят размышлять посредством постановки вопросов и совместного поиска ответов на них.
Проект задуман как разговор, диалог профессионала и дилетанта. В его основе лежит естественное качество, присущее всем детям – способность наблюдать и использовать возникающие мысленные образы в качестве начала своей творческой деятельности.
Наш девиз: «Учиться с удовольствием!» Почему учебный процесс должен быть скучным? Все педагоги знают, что любят дети. А они любят:
Играть!
Рисовать!
Задавать вопросы!
Путешествовать!
Конструировать!
Соревноваться!
Это мы и будем делать!
Идея студии Улей – это особый формат общения педагога и ученика. Не только живой диалог на тему современного, классического и традиционного народного искусства, но и отсутствие боязни задать наивный вопрос.